Получите бесплатную консультацию юриста
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Бухучет компании: его цели и особенности

Бухучет компании – это сложная система данных, которые должны учитываться на протяжении всего времени ее работы. Он может вестись специальным отделом, главным бухгалтером, директором фирмы или сторонней организацией, оказывающей услуги по сопровождению деятельности.

Для чего нужен бухучет в компании?

В рамках ведения бухгалтерского учета формируется несколько видов отчетов, на основании которых возможны контроль и постоянный анализ хозяйственных операций предприятия, его финансовой стабильности и соответствия деятельности утвержденному законодательству. Такая проверка называется аудитом. Бухучет и аудит компании – это самые важные направления работы, без которых ее позитивное функционирование просто невозможно.

Ведение бухгалтерами отчетов необходимо и для того, чтобы четко отражать наличие, перемещение имущества и денежных средств, существующие обязательства фирмы. Например, если компания выдала займ, бухучет позволит оформить его как вложение денежных средств со всеми соответствующими финансовыми рисками и возможными экономическими результатами. Все официальные договоры тоже будут храниться в системе для подтверждения прав организации.

При возврате займа отразит бухучет доход компании от процентов за пользование денежными средствами. Расчет суммы оформляется при помощи особой бухгалтерской справки. Она имеет определенный образец заполнения и представляет собой первичный документ со всеми необходимыми сведениями о производимых операциях.

Сопровождение бухучета компании

Как уже говорилось выше, иногда фирмы не занимаются бухгалтерским сопровождением своей деятельности самостоятельно ввиду небольшого штата сотрудников или отсутствия квалифицированного человека в составе команды. В таком случае оптимальным вариантом является приглашение какой-либо сторонней компании, занимающейся бухучетом на сдельной основе. Обычно первичная документация создается штатным персоналом, а контроль ее занесения в систему учета и формирование текущих и итоговых отчетов лежит на привлеченном специалисте. Так часто поступают для ведения бухучета коммунальных компаний, фирм, продвигающих услуги узкого спроса и т.д.

Сторонний бухгалтер может заниматься следующими видами деятельности:

  • налоговым планированием;

  • редактированием первичных документов;

  • анализом договоров, заключаемых подшефной компанией;

  • кадровым учетом и учетом заработной платы сотрудников;

  • расчетами с контрагентами предприятия.

Управление и бухучет компании, осуществляемые привлеченными организациями, могут быть более полными и качественными при значительном сокращении расходов на данный вид деятельности. Это очень актуально для фирм, которые ведут новую и сложную деятельность. Так, бухучет в аутстаффинговой компании выгоднее доверять аутсорсерам.

Особенности ведения бухучета в компаниях различного профиля

Бухгалтерский учет – это в первую очередь система отчетов, в которых отражаются все нюансы деятельности того или иного предприятия. Поэтому в различных организациях он имеет свои особенности, о которых необходимо сказать отдельно. Чтобы понять, насколько своеобразной может быть бухгалтерская деятельность в организациях с разным профилем, следует рассмотреть несколько примеров.

Бухучет в компании ТСЖ необходим для предоставления ее членам наиболее полных и достоверных отчетов о ходе деятельности за какой-либо промежуток времени. Бухгалтерия товарищества собственников жилья занимается подготовкой смет на будущий год, которые впоследствии утверждаются на общих собраниях и становятся главными планово-расчетными документами.

Помимо ТСЖ, ведением дел многоквартирных домов часто занимаются управляющие компании. Именно они решают вопросы обеспечения жильцов коммунальными услугами, проведения текущих и капитальных ремонтных работ, контроля порядка во дворах и прилежащих к домам территориях. Бухучет в домоуправляющих компаниях практически аналогичен учету бухгалтерии в товариществах собственников жилья.

Бухучет в ИТ-компаниях и компаниях, занимающихся факторингом

Деятельность компаний, связанных с информационными технологиями, достаточно сложна, но рынок ИТ-услуг быстро растет и развивается. Поэтому таким организациям необходимо вести тщательный бухгалтерский учет, и вопрос его организации является одним из важнейших на первых этапах работы. Такая же ситуация и с бухучетом в факторинговых компаниях. В подобных фирмах персонал представлен преимущественно узкими специалистами, поэтому руководству приходится или нанимать в штат квалифицированного бухгалтера, или заключать договор со сторонним.

Важным критерием выбора является опыт работы бухгалтера конкретно в информационной или факторинговой сфере, так как для обоих этих направлений характерны сложные операции, нестандартные финансовые документы и наличие внешнеэкономической деятельности. По этой причине многие руководители задаются вопросом, можно ли доверять компаниям бухучет или стоит остановиться на профессиональном аутсорсинге.

Бухучет в девелоперской компании и бухгалтерия экспедиторов

Девелопмент – это сложнейший род деятельности, который связан с проектированием и созданием объекта недвижимости или реконструкцией уже существующего и организацией множества процессов, сопутствующих им. Ведение бухучета в компании застройщика предполагает полное отражение в системе отчетов всего многообразия проводимых им работ, перемещений материального и нематериального имущества, кадровых перестановок. Таким образом, оформлению подлежат:

  • финансовые результаты произведенных работ;

  • заработная плата персонала;

  • приобретенные строительные материалы;

  • брак и т.д.

В связи с тем, что каждый новый объект в ведении девелоперской компании уникален, бухгалтерия не может составить типовой проектно-сметный документ. Поэтому она обязана заниматься разработкой индивидуальных отчетов для всех проектов.

Бухучет в экспедиторской компании тоже достаточно специфичен. В нем должны быть отражены используемые транспортные средства и затраты на их содержание или лизинг, регистрация машин и транспортный налог, выдача безопасных зимних шин со склада и хранение их в летнее время, расходы на техосмотр, техническое обслуживание, первичные и предрейсовые медосмотры водителей, погрузочно-разгрузочные работы и т.д. Кроме того, должно входить в бухучет страхование автомобилей компании.

Особенности бухучета в энергетических компаниях

Особенности энергетической отрасли проявляются во всех сферах ее деятельности, в том числе и в организации работы бухгалтерии. Бухучет энергетических компаний необходим не только для анализа и контроля их работы, но и для установления и регулирования общих тарифов на тепловую и электрическую энергию. К задачам, которые решает бухгалтерия такого предприятия, относят:

  • составление первичной документации и отчетов, отражающих результаты работы всех подразделений компании;

  • учет взаиморасчетов с контрагентами, анализ результатов сотрудничества;

  • расчеты с подразделениями и акционерами компании;

  • начисление и уплату налогов;

  • бухучет в тепловой компании управленческих и производственных расходов (амортизации оборудования, оплаты труда и отчислений, тепловых потерь и т.д.);

  • оценку продукции;

  • раскрытие информации.

Одной из самых важных задач бухучета энергосбытовой компании является документирование всех операций по приобретению и продаже электроэнергии. Для этих целей на предприятиях часто существуют отдельные базы данных. В них оперативно загружается вся информация по финансовым и реализационным операциям с электрической энергией.

Бухучет в микрофинансовых компаниях и компаниях, занимающихся предоставлением риелторских услуг

Вопреки распространенному убеждению, бухучет для компаний на упрощенке не подходит микрофинансовым организациям. Поэтому они ведут бухгалтерскую деятельность по общим правилам. В бухучете в микрокредитных компаниях отражаются суммы выданных займов, их погашение, доходы в виде процентов и кредиты на собственное финансирование. Ежеквартально такие организации обязаны проводить инвентаризацию выданных денежных средств и по неисполненным обязательствам формировать резервы на возможные потери.

При ведении бухучета риэлторских компаний учитываются их основные расходы, к которым относятся выплаты заработной платы сотрудников и взносы во внебюджетные фонды, плата за аренду офисов и приобретение рекламных услуг. Отражаются в нем и доходы от деятельности по купле-продаже недвижимости или сдаче ее в аренду. Для небольших риелторских агентств идеальным вариантом для организации бухгалтерии является привлечение сторонних специалистов.

Бухучет при слиянии компаний

При поглощении компаний бухучет имеет множество нюансов. Фирма, которая в результате слияния перестает существовать, обязана составить заключительную бухгалтерскую отчетность. Она оформляется аналогично стандартной годовой отчетности, но показатели заключительного баланса приводятся в разрезе возникающей организации. Для фирм, которые возникли в результате слияния, с даты их государственной регистрации начинается новый отчетный год.

Если говорить о бухучете в группе компаний, то в них ведется совместная бухгалтерия. К ней часто прибегают и организации, желающие сэкономить свои страховые взносы, налоги на прибыль, имущество, НДС и т.д. Часто совместно ведется бухучет в избирательных компаниях и других небольших товариществах.

Часто бухучет и торговля компании осуществляются неотрывно друг от друга. Для автоматизации связанных с этим процессов и упрощения ведения периодической отчетности используются специальные программы. Именно они позволяют заниматься учетом и управлением предприятиями при помощи особой базы, в которую вносятся любые детали работы предприятия. Большинство организаций сегодня использует программу бухучета и торговли БИТ компании 1С.


Остались вопросы? Мы Вам перезвоним!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности
Рекомендуем также посмотреть:

Подпишись на наши акции и скидки!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Услуги для ведения бизнеса. Вы занимаетесь бизнесом - мы Вам помогаем!

Бухгалтерские услуги 2000 руб.
8 (495)104-51-50

Copyright © Все права принадлежат ООО "Ригби" и защищены 2013-2024